Буддийское образование в России


Во-первых, его можно получить и не только в России. Периодически возникают возможности поехать, (приняв монашеские обеты!) на Тайвань, или Шри Ланку, или Индию. А можно в Италию или Германию, и даже заочно. Правда, если не в монастырь - приходится платить деньги. Например, заочный курс по Абхисамаяланкаре, начавшийся в январе с.г. в Турине стоит 80000 итальянских лир в месяц. Курсы переводчиков тибетского языка в Дхарамсале тоже очень дороги. Тем не менее, надо помнить, что такие возможности существуют.

Что есть у нас?
У нас есть два стационарных, зарегистрированных высших учебных заведения:

  1. Буддийский институт "Даши Чойкхорлинг" в Иволге, близ Улан-Удэ
  2. Филиал института Кармапы (KIBI)в Элисте

Чему там учат? Вот краткое описание деятельности "Даши Чойкхорлинга" устами его ректора Боира Очирова:

"Что касается нашего института, то сейчас преподают четыре тибетца из Гоман-дацана: Даши Дамцул, который преподает в основном тибетский язык для начинающих - студентов 1-2 курса, и логику; Данзин Бакши - ученик Ело-Римпоче, который преподает в виде факультатива салам; Агван Бакши, учащий более углубленно тибетскому языку и истории, а также принципам правильного перевода и Ело-Римпоче. Все они преподают Дуйра, Лориг, Тариг. Ело-Римпоче преподает Ламрим два раза в неделю. И сейчас мы добрались до среднего уровня по Ламриму.

- Когда начался ваш Институт?

- Я не первый ректор Института. В 1992 году произошла регистрация. Первым начинал Чой Дорже, потом ректором был Балдан-лама. Сначала Институт располагался в бывшем здании колонии. Сейчас он существует на базе Иволгинского дацана, - в помещении, где раньше была контора. Я работаю только год и пришел, практически, на пустое место, не было никакой концепции, ничего, кроме зарегистрированного Устава.

- А сколько времени находится здесь Ело-Римпоче?

- Ело-Римпоче здесь уже 4-й год.

- А у него разве не было какой-то концепции?

- Римпоче давал Ламрим. Делал передачу, лунг. Все, что связано с концепцией, - это вообще-то прерогатива хамбо-ламы, на таком уровне это решается. Ело-Римпоче в официальных кругах не очень-то решает эти вопросы. А сейчас хамбо-лама съездил в Индию, в Гоман-дацан, и договорился, что сюда должны приехать двое тибетских Учителей: один лхарамба, - уже в возрасте, и один из Гьюд-дацана (института тантры), и должны прислать одного тибетца еще из Мэнцеканга (Института тибетской медицины и астрологии). Решили механически копировать гоманскую систему. Мы решили, что у нас не будет твердого понятия "выпуск", и будут выдаваться документы с печатью дацана и тем, кто закончил пятый, шестой, седьмой курс. Они могут работать в науке или могут быть монахами в монастырях."

("Буддизм России", 28, весна 1997)
А вот информация о KIBI:

Международный Буддийский Институт Кармапы

Международный Буддийский Институт Кармапы (англ. Karmapa International Buddhist Institute - KIBI) был создан по проекту Его Святейшества 16-го Кармапы главным держателем линии Карма Кагью Кюнзигом Шамаром Ринпоче. Землю под строительство в Нью-Дели выделило индийское правительство. В институте изучается буддийская философия, теория познания и тибетский язык, т.е. предметы, необходимые такому практикующему Буддизм, кто желает лучше разобраться с принципами и тонкостями работы буддийских практик, а также более эффективно помогать в этом другим.

Элистинский филиал Международного Буддистского Института Кармапы - учебное заведение, занимающееся углубленным изучением Буддизма. Цель обучения - дать студентам широкий доступ ко всем трем аспектам буддистской практики: изучению Дхармы, логическому размышлению над ней и основам медитации.
С 1995 года в г. Элиста, Калмыкия, был открыт филиал МБИК, где обучение проводится на тибетском языке с переводом на русский в полном соответствии с программой обучения принятой в МБИК, Дели, Индия. Программа обучения включает в себя Буддистскую Философию, Буддистскую Теорию Познания, Тибетский язык и, факультативно, Английский язык. Занятия организованы так, чтобы отвечать нуждам как новичков, так и продвинутых студентов. Предполагается проводить лекции по медитации, бесплатные и открытые для всех.
В 1999 году учебный семестр длится с 5 апреля по 5 июля, и занятия будут организованы для двух уровней: начинающего и продолжающего. Принимаются все желающие.

Буддистская философия

Вниманию студентов начинающего уровня будет предложено изложение знаменитого трактата одного из основателей традиции Кагью, Гампопы, "Драгоценное Украшение Освобождения" (dwags po thar rgyan). Этот текст в деталях описывает все этапы пути Махаяны. Автор соединил в нем учения Атиши и наставления по Махамудре, принесенные в Тибет Марпой-Переводчиком. Именно поэтому изучение "Драгоценного Украшения" необходимо для последователей Линии Кагью. Студенты продолжающего уровня изучают "Введение в Мадхьямаку" (санскр. Мадхьямакаватара, тиб. dbu ma la 'jug pa) Чандракирти, одного из величайших индийских учителей. С позиций философской системы Мадхьямака- Прасангика, в трактате доказывается отсутствие у всех явлений собственной реальной сущности.

Теория познания

Студенты начинающего уровня будут ознакомлены с такими вводными темами Буддистской Теории Познания, как "Виды состояний сознания" (blo rigs) и "Наука о доводах" (rtags rig). Это даст возможность начать изучение трактата "Сокровищница Рассуждений [Теории] Верного Познания" (tshad ma rigs gter), написанного в XIII веке величайшим ученым Тибета Сакья Пандитой. В изучаемых на начинающем уровне первой, второй и третьей главах анализируются объекты познания, воспринимающие их состояния ума, и то, каким образом происходит сам процесс познания. На продолжающем уровне студенты продолжают изучение "Сокровищница Рассуждений [Теории] Верного Познания", в шестой и седьмой главах которой анализируются природа и различные виды связей и противоположностей, которые могут существовать между явлениями. В восьмой главе раскрывается смысл таких, основополагающих для Теории Познания понятий как "определение", "определяемое" и "основа определения".

Тибетский язык

Языковая программа включает в себя как разговорный, так и литературный тибетский, причем изучение последнего начинается со середины первого уровня. Цель занятий - дать студентам возможность читать классические тибетские тексты, обсуждать их с тибетскими учителями, а также самим понимать устные учения на тибетском языке. Обучение студентов первого уровня будет проводиться по учебникам, созданным в Институте. На втором уровне, наряду с устной практикой, разбирают перевод текстов изучаемых параллельно по философии и теории познания. Уроки ведут тибетские учителя с помощью российских ассистентов-переводчиков.

Английский язык

В связи с тем, что английский - самый распространенный язык переводов тибетского буддизма, он так же включен в программу. Это позволит студентам расширить круг общения и доступных источников информации по Дхарме.

Режим обучения

Занятия проводятся пять дней в неделю (кроме субботы и воскресения). Утром (начало либо в 9.00 либо в 11.00 в зависимости от курса) каждый день лекции по философии и тибетскому языку. Лекции по теории познания проводятся каждый второй учебный день. Длительность каждой лекции один час. Вечером с 18.00 семинары по тибетскому, по философии и по теории познания для повторения изученного на утренних лекциях. Семинары обычно заканчиваются в 20.00-20.30. На вечернее же время приходятся и занятия по английскому языку. Все прочитанные лекции записываются на магнитофон и по очереди набираются студентами на компьютер. Полученные таким образом файлы правятся переводчиками и их распечатки раздаются студентам. В конце каждого семестра проводятся письменные экзамены по тибетскому, философии и теории познания.

Условия обучения

(все цены даны по состоянию на начало февраля 1999)
· Со всех студентов взимается плата за обучение (т.е. оплата классной комнаты, проживания и питания учителей и переводчиков) в размере $80 (за весь срок). Вследствие отсутствия у института спонсоров, бесплатное обучение полностью исключено.
· Минимальная стоимость копирования необходимых учебных материалов за весь срок составляет около $25. В эту сумму не включена стоимость копирования словарей и прочей вспомогательной литературы.
Студенты сами обеспечивают себя жильём и питанием:
· Как показал опыт предыдущего года, наиболее удобным способом проживания для студентов является совместное снятие квартир. Для оценки стоимости - цена на двухкомнатную квартиру, в которой могут разместиться два-четыре человека, в Элисте колеблется вокруг 900 рублей в месяц. Дирекция института приложит все усилия, чтобы к приезду студентов подыскать различные варианты проживания. Проживание большим коллективом в снимаемых частных домиках (в доме только газ и холодная вода, туалет на улице) может обойтись ещё дешевле.
· По опыту прошлого года, в 1999 году в Элисте на питание в месяц у человека будет уходить примерно 900-1300 рублей. Таким образом, на все 3 месяца учебы, без оплаты дороги, по опыту прошлого года непритязательному студенту должно хватить $350 - $500.
· Если есть возможность, привозите, пожалуйста, с собой тибетско-русские, тибетско-английские, англо-тибетские, англо-русские и русско-английские словари.
· Для изучения языка облегчения процесса записи и печатания лекций и ксерокопирования учебных материалов, при наличии возможности, рекомендуется привезти с собой: диктофоны и магнитофоны; персональные компьютеры с принтерами или без.

Преподаватели и переводчики

В институте преподают выпускники Университета Шри Наланда при монастыре Румтек в Сиккиме. Переводят с тибетского российские выпускники и студенты старших курсов Делийского и Элистинского Институтов Кармапы.

Более подробную и самую свежую информацию можно почерпнуть из: http://www.geocities.com/Tokyo/Pagoda/1218/,
а также по телефонам:
Москва: (095)-4526186
Элиста: (84722)-25550,
по E-mail: elista_kibi@geocities.com

Помимо двух вышеуказанных стационарных учебных заведений существуют учебные курсы в разных местах России, прежде всего там, где присутствуют тибетские Учителя в Элисте, Кызыле, Агинске (Читинской обл.), Москве и Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге вот уже 5 лет учит старейший из живущих ныне в России тибетских монахов - дост. геше-лхарамба Чжамьян Кьенце. В течение первых трех лет он преподавал буддийскую логику, теорию познания и Ламрим-ченмо (Большое руководство к этапам Пути Пробуждения) Чже Цонкапы в петербургском буддийском храме Дацан Гунзечойней, однако из-за неуважительного отношения к нему администрации храма вынужден был уйти оттуда и в настоящее время преподает в Учебном центре СПб Союза буддистов. За последние два года дост. геше изложил Введение в Праджняпарамиту, Шаматха (по Ламриму Пабонки Ринпоче) прочел два спецкурса по тантре: Лама Чопа (Ритуал почитания Учителя) и Ступени и этапы Тантры.

В настоящее время вот уже второй год продолжается курс по основополагающему труду Будды Майтреи Абхисамая-аламкара, ведутся лекции по отдельным вопросам теории и практики тантры.

Устный перевод с тибетского языка ведет канд. ист. наук Р.Н.Крапивина наиболее квалифицированный в нашей стране переводчик тибетского языка, что придает особую ценность Петербургскому курсу - ведь именно из уст переводчика мы слышим Учение и поэтому всецело зависим от его понимания Дхармы.

Лекции геше Чжамьян Кьенце идут два раза в неделю по вторникам и воскресеньям с 18 часов весь год с перерывом на лето. По субботам с 14 до 16 часов можно получить индивидуальные консультации.

Запись на лекции по адресу Editor@BuddhismofRussia.ru BuddhismofRussia@mailbox.alkor.ru или по телефону/факсу 812-1100012, 5867182.