Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Далай-Лама




Инь-Янь

Молитва Шамбале (БР № 28, с.14-17)


Как сообщается в колофоне данного текста, это "Моление Шамбале" написано в твердыне Кадам[1] Ловсангом Пэлдэн Еше, шакьяским гелонгом[2]. Это сочинение "шакьяского гелонга" -- Панчен-ламы III наиболее распространено среди почитающих Шамбалу буддистов Центральной Азии.
 
Кланяюсь Учителям!
Пусть сбудется это правдивое слово молитвы
моей, обращенной к Тебе, о Почтенный Учитель[3],
распространивший Учение славного Первого Будды[4]
По области Шамбалы[5] повсеместно.
 
Эта земля, где святые Учения чрезвычайно распространились
благодаря Бодхисаттвам - Героям[6],
"Кругу Времени" - Калачакре[7], другим, -
Город с названьем Калапа в северном крае,
Величиной превышающий град бога Индры[8].
 
Высший Дворец в нем, двенадцати йоджан[9] размером,
Множеством драгоценных блестящих камней изукрашен.
Город среди девяти миллиардов селений,
Между садов, затмевающих райские земли.
 
Два Круга[10] Первого Будды: малый Круг и великий,
которые если увидеть, они в тот же самый момент
причиною станут для не-мирских Достижений[11], -
созданы из драгоценностей, что не имеют цены.
 
Справа и слева от этих Кругов - великие удивительные озера
Йоджан в двенадцать размерами, полные разных богатств.
Люди богаты и благополучны, проводят все время в Учении,
И в середине всего - Ты, Учитель, отныне и впредь,
 
- До завершения семисотлетнего срока[12],
После которого время свершится,
Ты станешь Ригдэном Дагпо -
"Грозным Наследником Рода".
 
Тогда, сокрушив окончательно религиозных фанатиков[13] орды,
Не изменяя принятым прежде обетам своим,
Сделай так, чтобы и я
последовал во главе Твоего окружения!
 
Сам же Ты, досточтимый благодатный высший Учитель,
Воджрного Коня оседлав, что с силою ветра (летит),
Коротким мечом поразишь (вожака) по имени "Скудоумный"[14],
- Пусть в час бесспорной победы последую я за Тобой!
 
Будут там многокрасочные воинские отряды,
- числом до десяти миллионов,
Четыреста тысяч обученных, подпоенных пивом слонов,
малый отряд золотых колесниц, везущих оружие,
и посреди всего воинства - ты, "Устрашающий"[15], сам.
 
Когда Ты пронзишь "Скудоумного", тогда Хануман изловчится,
крепко ударит по едущему на коне
сыну "Великого Лунного" рода[16]
- и изостренным оружьем сразит.
 
"Грозный" бог, с ним другие, - все боги двенадцать[17]
Высмотрят демонов и с ними всех тех, кто там был.
Будут слоны верх одерживать над быками,
Будут коней кони ваджрные убивать,
 
В прах разобьет колесницы повозка златая.
Духи - защитники местности духов (врагов) подчинят,
Так (Ты) положишь конец, пресечешь совершенно
непримиримых фанатиков традиции непрерывный поток.
 
И когда (Ты, Учитель) распространишь
все практики указанного Первым Буддой Учения,
Пусть и я тогда тоже вослед за Тобой
Буду так же учить Дхарме долгие годы
 
и в год лошади по монгольскому календарю[18],
во второй лунный месяц, двадцать второго числа[19]
пусть под пенье и музыку Героинь и Героев[20]
со стотысячным окружением вместе
 
В час счастливый в земле по имени "Акаништха"[21] -
«Непревзойденной» из всего на духовном пути,
Когда (Ты) обретешь совершенное Тело блаженства,
пусть я тоже на уровень Будды взойду. 
                                   Пер. с тиб. и примечания М. Кожевниковой


[1] Кадам - традиция "Наставлений", берущая начало от Атиши. (XIв)
[2] 3-й Панчен-лама (1738-1780). Пользовался чрезвычайным уважением в буддийском мире Центральной Азии. Многие его сочинения были переведены на монгольский язык и крайне популярны среди монголов. Составил большой комментрарий на Калачакра-тантру и также наиболее популярный из "путеводителей" в Шамбалу (Шамбалэ-лам-йиг).
[3] Учитель здесь отождествляется с Правителем Шамбалы.
[4] Первым, или Изначальным Буддой здесь считается Калачакра.
[5] Область, или страна Шамбала - помещается согласно описаниям в Калачакра-тантре на севере от Индии. Позднее тибетцы также помещали Шамбалу на севере - уже относительно Тибета. Существовали и существуют разные гипотезы, устанавливающие местоположение Шамбалы в районе озера Лобнор или в Восточном Туркестане, или в России. Но, поскольку по классификации буддизма Ваджраяны Шамбала отнесена к "чистым землям", существование ее определяется в ином измерении, нежели и Индия, и Тибет, и другие страны. - О "чистых землях" см. в БР N25, 1996 г.
[6] Бодхисаттвы, санскр. (тиб. byang-chub-sems-dpa’)  - букв. «Герои Просветления». Первый царь Шамбалы, получивший посвящение в Калачакру от самого Будды Шакьямуни, принявшего облик божества "Круга времени", считается по традиции воплощением бодхисаттвы Ваджрапани, а последовавшие за ним 6 царей, царствовавших, как и он, по 100 лет - воплощениями других Бодхисаттв - "Героев Просветления". От первых царей Шамбалы последовала линия царей - "Наследников Рода" (санскр. кулика, тиб. ригдэн). (Подразумевается Род практиков великого Учения, - Бодхисаттв?).
[7] Калачакра (тиб. дуйнкор) - буквально: "Круг времени", или "Колесо времени", название текста тантры и, собственно, йидама-божества класса ануттара-йога тантры.
[8] В Древней Индии почитался как царь богов.
[9] По традиционному определению, 1 йоджана=32.000 пальцев (около 6.400 м).
[10] Два Круга - две мандалы Калачакры.
[11] В тексте букв. "высшие достижения", или сиддхи.
[12] По традиционным подсчетам - в 2425 г.
[13] Тиб. лало: как объясняется традиционно, представляют из себя иноверцев, исповедующих применение насилия в религиозных целях. Ассоциировались с фанатиками-мусульманами, начавшими в первые же века существования своей традиции вести религиозные войны, в результате полностью уничтожившие буддизм в Индии.
[14] Тиб. чий-пэ-ло: букв. "младенческого разума", используется как синоним глупца.
[15] Эпитет Ригдэна Дагпо, тиб. чжиг-рунг, санскр. Рудра.
[16] В битве на стороне Шамбалы принимают участие представители великого Солнечного рода, к которому относилась и семья Шакьев, из которых родом был Будда Шакьямуни, и из которого были первые 7 царей Шамбалы. Битва двух великих родов "Солнечного" и "Лунного": Пандавов и Кауравов составляла, как известно, основу многих сюжетов в индийской культуре.
[17] Из 33-х богов, называемых в Ригведе, выделяется группа 12-ти великих богов Адитья (потомков Адити), т.е. солнечных богов. К ним относится "Грозный" бог, т.е. Рудра (или Шива), Варуна, Сурья, Вишну, др. 
[18] В действительности, буквально сказано, скорее, "уйгурский (тиб. хор) календарь", но подразумевается монгольский, испытавший сильное влияние уйгурского (см. Цыбиков Г.Ц. избр. т.2, с.32). В Тибето-английском словаре Даса хор-да переводится: "тибетский календарь". Речь идет о календаре, составленном по астрологической системе Калачакры.
[19] По традиции Калачакры считается, что 22 числа второго месяца года лошади 25-го 60-летнего цикла "рабчжуна" 25-й царь Шамбалы Махачакрин - "Обладатель великого колеса" начнет войну против религиозных фанатиков "лало".
[20] В этом контексте эпитет Даков и Дакинь - "Ходящих по небесам".
[21] Акаништха (тиб.: ог-мин, букв. - "не бывающая ниже") - чистая земля, где пребывают высшие Бодхисаттвы перед становлением Буддами. В Акаништхе находился Будда Шакьямуни перед принятием рождения царевичем Сиддхартхой в мире людей.

 

вернуться назад