Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Нейчунг Кутэн-ла - Государственный оракул Тибета (БР № 28, с.21-23)


Одним из главных божеств-защитников буддизма и Тибета со времен Гуру Падмасамбхавы является Пехар. Одно из основных пяти проявлений Пехара - Дорже Драгдэн - доступно для общения через медиума -- Государственного оракула Тибета из ньингмапинского монастыря Нэйчунг. Тибетское правительство и высшее духовенство обращается за советами к Дорже Драгдэну довольно часто, и Далай-лама говорит, что его предсказания всегда верны.
 
Об истории нынешнего медиума рассказывает Шарпа Тулку V:
 
<Предыдущим медиумом был дост. Лозанг Жигме - тринадцатый в линии Государственных медиумов из Нэйчунга. В 1959 году, вследствие китайского вторжения и репрессий, он вынужден был покинуть Тибет, но продолжал выполнять свои обязанности медиума Государственного оракула в Индии вплоть до своей смерти в 1984 г. Вскоре после его кончины Его Св. Далай-лама составил специальные молитвы для обнаружения нового медиума. Эти молитвы с великой верой читались монахами монастыря Нэйчунг и других религиозных центров тибетской общины.
 
Следующей весной при совершении специального ритуала перед священной статуей оракула один из монахов Нэйчунга - дост. Тубтэн Нгодуб - самопроизвольно вошел в транс. Об этом случае было немедленно доложено Его Святейшеству. Дост. Тубтэн Нгодуб был приглашен в резиденцию Его Святейшества и получил наставление совершить созерцание мандалы Хаягривы с множеством повторений мантры, огненных подношений и т.д. Все было выполнено согласно наставлениям. После этого Его Святейшество предложил Дост. Тубтэну Нгодубу войти в транс в Его присутствии, во время которого Его Святейшество испытал нового медиума, следуя традиции.
 
Затем 22 мая в храме Тегчен Чойлинг (главном храме Дхарамсалы) дост. Тубтэн Нгодуб официально осуществил транс в присутствии Его Святейшества, членов правительства, представителей Тибетской народной ассамблеи, а также высших лам и монахов. Это было его первым официальным публичным появлением в традиционном костюме Оракула Нэйчунга. 4 сентября 1985 г. на аудиенции у Его Святейшества Далай-ламы он был официально возведен на трон как Четырнадцатый Медиум Нэйчунга.
 
Дост. Тубтэн Нгодуб родился в Пари в Тибете. Его отец - Чжамьян Кунсанг -- потомок знаменитого ламы-тантриста Нга-дак Ньянг-рэлва из школы Сакья.
 
После вторжения Китая Тубтэн Нгодуб со своей семьей оказался среди беженцев в Индии. В 1971 г. он стал монахом монастыря Нэйчунг, восстановленного в Дхарамсале. Здесь он прошел строгую школу духовной и художественной традиции этого монастыря. После окончания обучения он был назначен старшим по ритуалам. Именно во время службы в этом качестве святые силы избрали его Четырнадцатым Медиумом государственного Оракула Нэйчунга.>
В октябре 1997 г. оракул посетил Россию по приглашению президента Калмыкии.
 
Интервью с Оракулом Нэйчунга.
Москва, 22 окт. 1997.
 
В. - Однажды в лекции геше Тинлэя, отец которого тоже был оракулом, я услышала, что опыт оракулов в Тибете может некоторым образом подтверждать наличие перерождений. Этот опыт и переживания столь особенны, может быть, сходны с процессами умирания... Что думаете об этом Вы, может ли Ваш опыт являться доказательством теории перерождений?
 
О. - Я не могу точно сказать, правильно это или неправильно, но по моему личному взгляду, если вы основываете свои воззрения на перерождения на таком процессе, это не будет в достаточной степени согласовываться с буддийским учением. Концепция перерождения основывается на очень тонком уровне сознания, которое, хотя невечно и непостоянно, но имеет продолженность. Этот продолжающийся поток наитончайшего сознания, - субстанция, которая принимает новое рождение. В случае же с трансом оракула - ситуация другая, поскольку это наитончайшее сознание никуда не переходит. Если основывать теорию перерождения на примере с трансом оракула, тогда существо мудрости должно будет остаться в теле оракула, но это не так, ибо мы видим это существо бестелесным. Кроме того, когда мы умираем и принимаем перерождение, есть несколько стадий этого процесса: белое видение, ясный свет и т.п. Но когда я вхожу в транс, я не имею всех этих переживаний. В практике тантры Этапа зарождения используются процессы умирания, зарождения, проделываются практики медитации, имеющие название <применение трех тел на пути>[1].
 
В.- Таким образом, получается, что во время транса в теле пребывают два сознания?
 
О. - Естественное сознание остается, но становится меньше. Вообще, если углубляться в эту тему, то ведь есть 51 вид сознания, но из них одно главное. В рассматриваемых процессах сохраняется основное сознание, поддерживается главная его функция, и когда существо мудрости овладевает естественным сознанием (риг-па), оно становится как бы беспомощным, недействующим. У нас есть, например, различные виды сознания, отвечающие за восприятие: зрительное сознание, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и умственное. Когда существо мудрости входит в мое тело, оно овладевает всеми видами чувственного сознания изнутри сознания умственного.
 
В. - Современные ученые не имеют научных объяснений феномену оракула. Как Вы думаете, что из всего известного Вам могло бы явиться убедительным для науки подтверждением существования божества?
 
О. - Когда божество входит в мое тело, оно носит на себе такие неподъемные по тяжести наряды, которые я не способен надевать и носить в обычном состоянии. Кроме того, оно делает предсказания, и они верны. Если бы не божество, как это могло бы происходить?
 
Вообще же, позиции буддизма и современной науки сходны. И в буддизме еще полтора тысячелетия тому назад утверждались такие вещи, которые не могли быть доказаны наукой, например существование других планет и солнечных систем. Или существование бактерий и т.п.: их невозможно было рассмотреть и тем более изучать, а Будда говорил о том, что они существуют. Так же Будда говорил, что сущесвуют перерождения.
 
Кто может увидеть перерождение? Но базируясь на том, что невозможно увидеть новое рождение человека, мы не можем утверждать, что перерождение не существует. Даже некоторые, кто не верит в это, -- сталкиваются с тем, что их дети сами говорят родителям о своем прошлом рождении, приводя их в сильное раздражение. Подобна же и ситуация с учеными, когда научными исследованиями они не могут доказать, что перерождения существуют, но не могут и отрицать некоторых фактов.
 
Если вы хотите обосновать веру в перерождения, вам нужно понимание кармы: закона причинно-следственной связи, что не так трудно. Например, можно видеть, как даже дети одних родителей, хотя обладают одинаковыми генетическими данными, имеют совершенно разные предрасположенности, интеллект и т.д. Значит, каждый из них должен иметь индивидуальные причины для этого. Мы называем это кармой.
 
В. - Скажите, пожалуйста, от себя несколько слов для нашего журнала.
 
О. - Иногда в журналах появляется информация, которая кажется важной, но в действительности не приносит пользы. Иногда, наоборот, какие-то материалы представляются неважными, но в действительности полезны.
 
Для основных религий, которые признаются российским правительством: христианства, ислама, буддизма и иудаизма, важно при различном понимании религии сохранять гармоничные отношения друг с другом, и для этого имеет значение деятельность журналистов.
 
В. -      По поводу проблемы гармоничных отношений в религии: порой бывает трудно разобраться, какая из религиозных традиций является аутентичной, и какая нет. И в буддизме появляются личности, которые творят новые варианты традиции. Есть ли какой-то критерий, в соответствие с которым легко было бы разобраться, что является настоящим Учением?
О. -      Если можно проследить линию данного Учения до самого Будды, или если известно, что эта традиция существовала столетиями и принесла людям, ее практиковавшим, много пользы, то это авторитетное Учение. Но на протяжении веков Учение могло искажаться. В этом плане нужно знать, например, что Будда не утверждал необходимость обращения всех людей в буддизм, скорее, из великого милосердия Он давал Учение тем, кому оно было необходимо.

У нас в Тибете существуют четыре основные традиции буддизма: ньингма, сакья, гелуг, кагью и тибетская религия бон. Для всех четырех школ корнем является Дхарма Будды. Гуру Падмасамбхава принес буддизм в Тибет - так возникла ньингма, - но корнем было Учение Будды. Позднее Марпа принес учения из Индии, - так возникла Кагью, - но и ее корнем было Учение Будды. Учение будды Шакьямуни могло изменить формы из-за различия в предрасположенностях, способностях, заслугах людей.
 
И так во всех религиях, ведь все они появились в свое время из-за явления в мир просветленных существ, которые хотели принести людям пользу, научить их добру. И мы видим, что люди, занимающиеся религиозной практикой, чувствуют себя намного более счастливыми и спокойными.
 
В качесте отрицательного примера можно привести геше Кэлсан Гьяцо, который инициировал другой вид традиции, секты, в которой Будда Шакьямуни рассматривается как первый Учитель, лама Цонкапа - как второй Будда, а третий Будда - он сам; а как воплощение Манджушри рассматривается дух-охранитель Дорже Шугдэн. Поскольку он не основывает свое учение на том, чему в действительности учил Будда, -- это нечто новообразованное, - такое учение не будет успешным, а скорее, может быть вредным.
 
В последнее время появлялось также много Учителей, которые учат, что не надо практиковать никаких традиций, кроме их собственной. Это приводит к недопониманию, поскольку можно подумать, что, если ты получил посвящение в какую-то традицию, скажем, Гелуг, то тебе не разрешается и даже запрещается получать учения в традиции Сакья, Ньингма и Кагью. Это совершенно неверно. Единственно, что тут резонно, это то, что, практикуя ньингма, мы не должны смешивать это с практикой Гелуг и т.п. Но сам практикующий должен быть способным понимать и практиковать все различные традиции.
 
В. - Может ли случиться, что, как столетия тому назад, кто-то сможет создать новую традицию, как Атиша, например?
 
О. - Перед приходом Атиши в Тибет буддизм был разрушен, и существовала необходимость восстановления. Именно Атиша заново начал распространять буддизм в Тибете, передавая Прибежище, обеты и т.д. Для тибетцев тогда это было новым Учением, но для самого Атиши оно не было новым - это было просто Учение Будды. Вообще же, если говорить о новых учениях, нужно помнить, как учил Будда, - он учил разных людей, имеющих 84 тысячи различных омрачений сознания, 84 тысячам противоядий от этих омрачений. Если этого недостаточно и в наши дни найдутся новые типы омрачений, новое учение может быть создано, но необходимо, чтобы оно основывалось на Учении Пробужденного.
                                      (Интервью взяла М.Кожевникова)


[1]           Подробнее об этом процессе см. БР №27, с. 9-14. (Прим. ред.)           

 

вернуться назад