Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Интервью с Чжебцун-дамба хутухтой Богдо-гегэном IX. (БР № 28, с.18-20)


Богдо-гегэн Римпоче
("Буддизм России" № 28, с. 18-20)
Богдо-гегэн IX, также известный под титулом Чжебцун-дамба хутухта, посетил "свой народ" – монгольское племя бурят.
До революции Чжебцун-дамба хутухта был духовным и светским главой Монголии, наподобие Далай-ламы в Тибете, и пользовался таким же безоговорочным почитанием верующих. Авторитет его в народе был столь незыблем, что большевики не осмелились его убить, как русского царя, и только после смерти хутухты в 1924г. Народный хурал (то бишь "Верховный совет") МНР обратился к нему с просьбой больше не перерождаться. Оказывается, он не внял этой просьбе.


Интервью с Чжебцун-дамба хутухтой Богдо-гегэном IX

Улан-Удэ, 2 июля 1997 г.Богдо-гегэн IX
Вопрос.  Расскажите, пожалуйста, немного о Вашей жизни. Мечтали ли Вы раньше о том, чтобы встретиться с монгольским народом?
Ответ.  Я родился в Тибете. В очень раннем возрасте я был распознан как перерождение Чжебцун-дамба хутухты, но по политическим причинам, под давлением Советского Союза и т.д. было решено не проводить официального признания меня как перерождения Богдо-гегэна. Только когда мне было 62 года, Его Святейшество Далай-лама официально признал меня Чжебцун-дамба хутухтой, и с этого времени я начал действовать как Чжебцун-дамба хутухта.
В юности, когда я жил в Тибете, я думал о том, чтобы отправиться в Монголию. Я предчувствовал, что настанет время, когда ситуация там переменится и я смогу попасть туда.
Хотя я должен был отправиться в Монголию, но из-за определенных кармических связей сложились такие обстоятельства, что я вначале приехал в Россию, – Бурятию. Для этого должны были существовать сильные духовные связи. Но я надеюсь, что через этот приезд откроются двери в Монголию и я однажды попаду туда, чтобы сделать все, что могу, для помощи монгольскому народу.
В.  Из какого района Вы родом?
О.  Моя родина – Лхаса. Предыдущий, 8-й, Чжебцун-дамба тоже родился в Лхасе. За исключением только двух перерождений, все остальные воплощения Чжебцун-дамбы рождались в Лхасе и Каме, – в Тибете. В ряду этих перерождений перед воплощением в Монголии стоит великий тибетский ученый-йогин, историк Таранатха. Эта линия восходит к Чжамьян Чой-чже, который основал монастырь Дрепунг. Чжамьян Чой-чже был одним из учеников ламы Цонкапы. До этого он перерождался как махасиддха, был в одном из своих перерождений великим йогином Нагпо Чопа (санскр.: Кришначарин. – М.К.). Задолго, задолго до этого было перерождение Кунга-той-чог, то есть Анандой, любимым учеником Будды Шакьямуни.
Итак, линия перерождений проходила от Ананды, через Кришначарина (IX-X вв н.э.) к ученику ламы Цонкапы Чжамьяну Чой-чже (XV в), потом к Таранатхе (XVIII в). И вот Таранатха как-то проповедовал Учение, и собралось много учеников. Тогда он в шутку спросил: "Где же мне переродиться в следующей жизни?!" И там был один человек из Монголии, который тотчас же воскликнул: "Пожалуйста, переродитесь в Монголии!" Начиная с этого момента, поскольку таким образом была заложена особая кармическая связь, Таранатха перерождался в Монголии. Если считать мои перерождения с ученика ламы Цонкапы Чжамьян Чой-чже, то это пятнадцатое перерождение.




Богдо-гегэн VIII (фото 1914г. предоставлено И.Ломакиной) В.  Что Ринпоче может сказать о прошлом перерождении Чжебцун-дамбы? Существуют различные истории о прошлом Богдо-гегэне Монголии...
О.  Я знаю мало подробностей о прошлом Чжебцун-дамба хутухте. Я слышал о нем много хорошего и также слышал, что у него было очень много трудностей. Но я знаю немного. Может быть, Вы могли бы узнать больше об этом в Монголии?
В.  Каковы были чувства и впечатления Римпоче от Бурятии и бурятского народа?
О.  Мои впечатления таковы, что здесь есть хорошая база – вера людей сильна.
В.  Мог бы Ринпоче сделать какое-то предсказание относительно будущего буддизма в Бурятии? Когда буддизм здесь сможет возродиться и достичь такого же уровня, какой имел до периода разрушения?
О.  Не могу сделать точное предсказание, но я не сказал бы, что он сможет достичь того же уровня, что прежде: прежде существовал очень высокий уровень духовности. Тем не менее, я думаю, будет наблюдаться разительный прогресс. Появится большое количество людей, у которых будут знание и понимание Учения, кто будет заниматься практикой. Совершатся очень позитивные перемены.
В.  Римпоче, не видите ли Вы опасности в том, чтобы передавать сейчас людям, имеющим недостаточное знание буддийского Учения в целом, тантру и практику Чод (тиб.: Отсечения)? Не может ли случиться так, что практика буддизма здесь, в Бурятии, превратится в одно воспроизведение ритуалов?
О.  Я думаю, это полезно делать. Крайне важно иметь баланс в обеих сторонах Учения. Без знания и практики Сутры нельзя заниматься тантрой. Но мы должны также возрождать Чод и тантру, потому что здесь, в Бурятии и Монголии, есть особая кармическая связь с практикой Отсечения (Чод). Медленно и постепенно практика буддизма здесь будет становиться чище. Сразу невозможно ожидать настоящей чистоты.
В.  Какой текст из всей буддийской литературы представляется Вам наиболее вдохновляющим?
О.  Существует очень много текстов Учения, каждый из них крайне важен. И когда вы читаете один текст, то думаете, что он лучший, когда читаете другой, думаете, что он лучший. Но после того, как вы прочтете их все, тогда вы обнаруживаете, что Лам-рим-чен-мо (Большое руководство к этапам Пути Пробуждения) бесподобен. Его можно сравнить с океаном. Все включено в него. Все другое соотносится с ним как составляющие части.




 

 

вернуться назад