Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Оглавление к курсу лекций А.Терентьева «Путешествие по мадхьямаке»


В 1-й лекции 19 марта 2015 года мы начали говорить об истории мадхьямаки с рассуждения о том, что различные буддийские авторитеты – как в Индии, так и в Тибете – понимали её по разному. Из этого следует, что и нам надо не слепо перенимать, сказанное тем или иным Учителем, а включать мозги и стремиться самостоятельно освоить, понять эти идеи.
 
Мы начали с не слишком известной печальной цитаты Палийского канона:
“… в будущем, когда будут декламироваться сутты, произнесённые Татхагатой – глубокие, связанные с пустотой – [у монахов] не будет желания их слушать, они не будут склонять к ним ухо, не будут утверждать свои сердца в их познании, не будут думать, что их стоит изучать и практиковать. Вместо этого они будут слушать сутты, что являются трудами чужаков, словами учеников, – трудами поэтов, изящными в звучании. К ним они будут склонять ухо, утверждать свои сердца в их познании, думать, что их стоит изучать и практиковать. Так, монахи, те сутты, произнесённые Татхагатой – глубокие, глубокие в своём значении, сверхмирские, связанные с пустотой – исчезнут.”  "Samyutta Nikaya” 20.7, Ани сутта (сокращено с сайта Theravada.ru)
 
Обсуждали сложности терминологии, отмечали, что иногда одни и те же ключевые термины у одного и того же автора употребляются в прямо противоположном смысле – взять даже такие центральные термины как ИСТИННОЕ или САМОБЫТИЕ. Поговорили о понятии пустоты до Нагарджуны.
 
Обсудили, что это такое, мадхьямака и шуньявада. Потом говорили о том, как учение о пустоте – мадхьямака, была представлена в палийском каноне до Нагарджуны, что является очень интересной и важной темой для всех сейчас. Потом перешли уже к Нагарджуне, поговорили немного о его жизни и его трудах в целом и общем.
 
Во 2-й лекции, 2 апреля 2015, мы рассмотрели как понятие пустоты вводится в Сутре сердца Праджняпарамиты, поговорили и о буддийском представлении мира вообще – через 5 скандх, 12 аятан, 18 дхату и поняли, что в буддизме мы говорим только о мире субъективном, воспринимаемом.
 
В 3-й лекции, 16 апреля 2015 – собрались начать читать ММК, но вначале обсудили некоторые сложности, в частности, значение термина прапанча. Разобрали вводную Хвалу из 8строк и начали 1 главу «Исследование условий».  
 
Двигались по мула-мадхьямаке карике мы с вами довольно медленно, но это был самый трудный момент, я думаю. Потому что, на примерах первых глав, мы видели, как собственно говоря, Нагарджуна рассуждает. И получили некоторое знакомство с его общим методом  - сведения к абсурду любых высказываний, которые подразумевают наличие субстанциально значимых вещей, т.е. вещей, событий, явлений, которые не являются преходящими, зависимыми. А являются, точнее, кажутся, с точки зрения обыденного восприятия, имеющими некоторую постоянную сущность, самостоятельными, ни от чего не зависящими.
 
В Лекции 04. 30.04.2015 мы рассматривали 2 типа отрицания (обычное и «неутверждающее»), уточнение видов условий по гл. 1, и перешли к главе 3 ММК.
 
В Лекции 05 14.05.2015 кратко рассматривались гл.3-9 ММК.
 
Лекция 06. 28.05.2015 начало Гл. 10 – была про взаимозависимость дров и огня. Переходим к главе 11.- о сансаре, её начале и конце, и сразу – к главе 13 «Исследование реальности». Разбираем понятие «воззрение». Переходим к гл. 15, беседуем о существовании внешней реальности.
 
Лекция 07 была уже после летних каникул 01.10.2015.
Обсуждаем термин «свабхава» и его связь с «характеристиками», затем переходим к внешне похожему понятию «дхармата» по гл. 15, первым её карикам. Следуем за Нагарджуной, рассматривавшим пару понятий свабхава-парабхава (своё-другое бытие), и доказывавшим нереальность обоих и, соответственно, нереальность категории бытия вообще.
 
Лекция 08 15.10.2015 .  Коснулись трактовки самобытия в новом японском переводе ММК. гл. 16, рассмотрев всего 2 карики – про цепляние и о том, что Нагарджуна ничего не отрицал. Буддами объяснено, что нет никаких ни атмана, ни не-атмана. Обсуждали понятие Я. И понятие реальности – различие между Луной и пальцем, указывающим на Луну. И в конце концов перешли к гл. 18, снова обсуждая такие термины как нирвана, реальность и нереальность, и приходя к выводу, что ничего объяснить нельзя. Сравниваем слова с картой местности. И приходим к позитивному определению реальности, таттвы, в последней карике 18 главы. Затем касаемся и 19 главы – о несуществующем времени. Переходим к Гл. 20, исследующей причины и следствия. Нагарджуна говорит: совершенно невозможно единство причины и результата. Это первая строка. Во второй строке он говорит: совершенно невозможно различие причины и результата. И снова обсуждаем с Димой «самосущее»...
 
Лекция 09 29.10.2015 гл 22-23
 
В этих главах разбирается смысл слова Татхагата. И начинается разбор мнения оппонента, касательно того, что перерождение следует понимать и признавать в высшем смысле. На такое возражение Нагарджуна отвечает первой шлокой XXII главы, которая гласит, что Татхагата - не скандхи, не отличный от от скандх, в нем нет скандх и в скандхах нет его. И он не зависит от скандх. Также, говорит Нагарджуна, нельзя сказать, что он пуст или не пуст, или и то и другое, или ни то, ни другое. Обсуждаем 14 вопросов, на которые Будда отвечал молчанием. О Будде нельзя сказать, вечен он или невечен, существует или нет. Разбираем заново понятие «двух истин». И снова долго обсуждаем про Будду... Потом переходим к гл. 23. «Исследование ошибочного». Она посвящена омрачениям. И заключал её Нагарджуна так: если бы какие-нибудь омрачения существовали у кого-либо самосуще, как можно было бы их устранить? Кто устранит самосущее? А если бы они не существовали у кого-либо самосуще, как можно было бы их устранить?
 
Лекция 10 26.11.2015? гл. 24 ММК - исследование 4-х истин. Нагарджуна доказывает, что только при понимании пустоты 4 истины могут существовать, а не наоборот. Заодно поговорили о языках буддийского канона в Индии, а также снова начали тему двух истин (двух уровней бытия) – относительной и высшей. А также коснулись понятия разных смыслов толкования – обыденного  (нейартха) и высшего (нитартха). И о критерии относительного у Дхармакирти, и о нирване поговорили – о том, что слово «нирвана» к нирване отношения не имеет. И, отметив использование Чандракирти термина джняна в обыденном смысле, опять долго обсуждали термин «самобытие».
 
Лекция 11. 10.12.2015.
 
В связи с непониманием многими термина «самобытие» мы приостановились и целую лекцию посвятили подробному разбору этого понятия. Коснулись и множества миров и квантово-механической концепции Эверетта-Менского. Потом перешли опять к «двум истинам» в текстах Нагарджуны и Чандракирти и обсуждали существование внешней реальности в полемике мадхьямаки и читтаматры.
 
Лекция 12. 24.12.2015 (здесь и далее идёт сбой нумерации на сайте ибо эта лекция почему-то пропущена в видеоформате)
 
Вернулись, после отвлечения на свабхаву, к 24-й главе о 4-х истинах и продолжили обсуждение пустоты по 24 главе. Потом перешли к главе 25, но отвлеклись на обсуждение смысла логики вообще, в связи с 7-й шлокой 25 главы, о том, существует или не существует нирвана. Потом остановились на 9-й и разбирали комментарий Чандракирти о двух способах описания относительного – как причинно-следственного или как взаимозависимого, прекращение этого и есть нирвана. И так мурыжили нирвану до 16-й шлоки...
 
Лекция 13нов 14.01.2016
 
Вспомнили, о чём говорили до лекции 12, обсуждали по 25-й гл ММК тождество сансары и нирваны, потом вернулись к 14 «безответным» вопросам сравнили изложение Нагарджуны с суттой из Палийского канона, поговорили о близости буддизма и философии Канта. Затем узнаём, что «не излагалось Буддой когда-либо, где-либо, кому-либо какая-либо Дхарма». И закончили ММК. Сделали обзор всех трёх групп работ, приписываемых Нагарджуне и начали изучать Виграхавьявартани с 29-й строфы: «Если бы я высказал какой-то тезис – меня можно было бы уличить в ошибке. Но у меня нет тезиса, поэтому и ошибки не может быть.» По объяснению Цонкапы, речь здесь идёт о тезисе который бы делался с точки зрения признания наличия самобытия, и говорил бы о самосущих предметах.  
 
Лекция 14нов 28.01.2016
 
Продолжили о 29-й строфе и 30-й (где Н говорит: если бы я постиг что-то восприятием или остальными средствами познания, то тогда я должен был бы или принимать или отрицать) воспринятых критиками как разрушении основ теории познания и поговорили о специфике позиции Нагарджуны в отрицании самосущих объектов. Нагарджуна утверждает, что ни чувств восприятие, ни логич вывод не могут быть точками опоры и в 33 шлоке заключает, что невозможно говорить о достоверности средств познания. Заключительная строфа «Виграхавьявартани» звучит так: «Я преклоняюсь перед несравненным Буддой, который показал, что пустота, срединный путь, и взаимозависимое возникновение - одно и то же».
 
Затем мы затронули текст «Юктишаштика» или «60 стихотворных аргументов». Вот 5-я шлока:  «Те, кто не видят реальности (таттва), верят в мир и нирвану. Видящие реальность - не верят ни в «мир», ни в «нирвану».» Обсудили и отметили, что ещё один важный термин viviktatā или, по-тибетски, rnam par dben pa, это интересное слово, оно, именно в Юктишаштике, начинает использоваться, как синоним пустоты. Отметили интересное  высказывание 37: «Так как совершенные Будды утверждали, что мир обусловлен неведением (avidyā-pratyayaṃ), не обосновано ли тогда утверждение, что «мир есть представление (vikalpo)?»
 
Потом перешли к «70 строфам о пустоте» и подумали о трудном вопросе «если глаз не видит себя, как может он видеть форму?» и о 61: то, что обозначается - не существует. Коснулись вопроса о вере.
 
Лекция 15нов  11.02.2016 г.
 
Перешли к работе, которая называется Vidala или Vaidalyaprakarana – против логиков, затем к  «20 строф» - «Махаяна-вимшика», это последний текст, который относится к группе трактатов Нагарджуны, которые называются Yukti-saṃbhāra, то, что переводят часто как «Трактаты по логике» (хотя они вовсе не о логике).
 
Переходим к другой группе текстов – это ГИМНЫ, обычно пртивопоставляемой Трактатам по логике. Я сказал, что не вижу оснований для такого противопоставления – просто группа трактатов относится к ветви Мудрости, а Гимны – Метода. Перейдя к гимнам, мы рассмотрели 3 очень разных русских перевода первой строфы «Гимна Превзошедшему мир» - как иллюстрацию субъективности всяких переводов. Затем, в «Гимне Немыслимому Будде» мы отметили важную для дальнейшего развития мадхьямаки 35 строфу:
Тобой во всеуслышание поведано, что весь мир есть только имя
И у имени нет никакой отдельной сущности, обособленной от того, что оно означает.
Обсудили трудности проблемы «основы обозначения», поговорили о «буддийском номинализме». И, наконец, в 42 строфе прочитали известное нам по Лоджонгу, что
«нет различия между Буддами и существами
 
Вот почему тобой установлено равенство между собой и другими». И в заключение целиком прослушали Гимн Дхармадхату.
 
Лекция 16нов 10.03.2016 (набор Саши)
 
Обсудили смысл гимнов – их соответствие мадхьямаке. Разобрали, что значит идея о «вечности, неизменности» и т.п. свойствах дхармадхату согласно Уттара-тантре Майтреи. Затем перешли к комментаторской литературе, и начали, естественно, с Арьядевы. Подробно рассмотрели чудесную биографию Арьядевы, затем перешли к Буддапалите и Бхавивеке и возникновению двух основных школ мадхьямаки. Перечислили и последующих индийских комментаторов и дошли до Чандракирти, о жизни которого поговорили подробнее. Начали Мадхьямака-аватару и рассмотрели основные отличия его от Бхавивеки. Коснулись структуры текста, введения и глав со 2-й по 5-ю.
 
Лекция 17нов 24.03.2016
 
Начали главную, 6-ю главу МА, соответствующую 6-й парамите, мудрости. Начинаем с 23-й строфы конкретно разбирать теорию двух истин, или, точнее, двух уровнях бытия и подробно до конца лекции рассматриваем как радикально по-разному эту строфу и 28-ю толковали Чже Цонкапа и его оппоненты.
 
Лекция 18 07.04.2016
 
Продолжили разбор 6-й главы МА (всего был час – из-за опоздания охранника)
 
Лекция 19 21.04.2016
 
Большая часть 6-й главы посвящена критике идей виджнянавады: признанию существования внешнего мира, отрицанию алая-виджняны и самопознания. Этим мы и занимались, разобрав при этом задачу «чу-баб – что мы пьём» – с позиций Цонкапы и Горамбы Сонама Сенге и завершив 6 главу и всю МА.
 
Лекция 20 05.05.2016
 
Начали второй главный трактат Чандракирти - Прасаннападу с историографии её изучения, но сам текст подробно читать не стали – так как в основном он просто разъясняет уже известные нам идеи ММК. Поэтому мы посвятили основное время следующим комментаторам Нагарджуны, начиная с Шантидевы, и разбору отличий прасангики и сватантрики. А также познакомились с йогачара-мадхьямака-сватантрикой Шантаракшиты и Камалашилы.
 
Лекция 21 19.05.2016
 
была посвящена истории мадхъямаки в Тибете – с первой волны и до Гендун Чойпэла (1903-1951). При этом опять внимание было уделено полемике Чже Цонкапы и его оппонентов, прежде всего Горампы относительно природы абсолютной истины. Горампа обвиняет Цонкапу в том, что для него абсолютное – это лишь неутверждающее отрицание, но в текстах Цонкапы мы увидели, что это не так – на первый план в определении абсолютного у Ц выдвигается недискурсивное недвойственное познание, а не просто дискурсивное отрицание, как полагал Горампа.
 
Лекция 22  20.10.2016 (после летнего перерыва)
 
Сначала мы вспомнили, какой путь прошли за 21 лекцию (- см. данное Оглавление) затем обсудили жизнь и понимание мадхьямаки у Гендуна Чойпэла, прочли несколько строф из его единственного философского произведения «Украшение замысла Нагарджуны».
 
Лекция 23 27.10.2016
 
Эта лекция начала тему «пустоты другого» - шентонг, также именуемой «махамадхьямака». Вначале мы постарались разобраться в проблеме – почему некоторые товарищи по Дхарме решили, что линия классической мадхьямаки-прасангики, то есть понимание пустоты как «неутверждающего отрицания» (Нагарджуна-Чандракирти-Цонкапа) представляет собой «нигилистическую» доктрину, согласно которой «ничего нет»? Мы убедились, что это мнение оппонентов прасангики, вероятно, результат трудности самого материала, и увидели, что ключевые тексты Нагарджуны, Чандракирти и Цонкапы не дают оснований для такой интерпретации, и в своих основных произведениях не только такую интерпретацию прямо опровергают, но и однозначно утверждают существование высшей реальности (парамартха; тиб. дон дам), используя рекомендованный самим Буддой метод «самаропы» (тиб.: sgro ‘dogs) условное приписывание объекту качеств, которыми он, с высшей точки зрения, не обладает –, таких как вечность и т.д.  
 
Затем мы познакомились с биографией Дольпопы, основателя доктрины «шентонг», поговорили о её связи с традицией «3-го поворота колеса Дхармы» и с мнением Майтреи и Асанги, высказанном в Уттара-тантре (Ратнаготравибхаге), согласно которому все идеи о вечности, чистоте и т.п. татхагатагарбхи, дхармадхату и т.п. были высказаны лишь для тех, кому из-за кармических препятствий трудно понять учение Будды о пустоте. Сделали вывод, что принимать «махамадхьямаку» шентонг за «высшее воззрение» мадхьямаки – совершенно неправильно.
 
Но если рассматривать эту доктрину как относящуюся не к воззрению, а к методу, как характеризующую определённые состояния сознания в медитации – то такое понимание имеет право на существование, и тогда классическая мадхьямака и «шентонг» оказываются в отношении дополнительности, а не противоречия друг другу, подобно, скажем философии и психологии в западной культуре.
 
Лекция 24 17.11.2016?. Завершение темы о шентонге – семь тибетских интерпретаций. Близость «двух истин» Учения Будды и интерпретации квантовой механики Эверетта-Менского.
 
Эта будет завершающая лекция курса.

 

вернуться назад