Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу

Далай-Лама




Инь-Янь

Рецензия на книгу Кузьмина "Скрытый Тибет"

18.08.2010

С. Л. Кузьмин. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. СПб.: Изд-во А. Терентьева, 2010.

Книга «Скрытый Тибет» представляет собой подробнейшее исследование политической истории Тибета. Хотя автор уделяет внимание вопросам религии и культуры, главное для него — политика. Тем более что применительно к Тибету политика и религия неразделимы.

Центральная мысль книги (ради которой она и написана) — Тибет ни в коем случае не является «неотъемлемой частью Китая», его нынешнее нахождение в составе КНР незаконно и представляет собой оккупацию. Автор приводит множество аргументов в пользу этого тезиса, опираясь на исторические факты, а также на законодательство прежних эпох и на современное международное право.

Автор подчеркивает, что ещё в VIII в. Тибет был страной, не просто равновеликой Китаю, но даже более сильной, чем Китай. Постепенно, однако, он попал в вассальную зависимость от Китая, степень и формы которой менялись в зависимости от смены китайских династий. Попутно автор исследует вопрос, что такое вообще китайская династия и чем она отличается от династий европейских (это, пожалуй, одно из самых интересных мест в книге). Постоянно проводится мысль о том, что вассальная зависимость от Китая ни в коем случае не означала и не предполагала нахождения Тибета в его составе.

А после Синьхайской революции 1911 г. Монголия и Тибет провозгласили полную независимость от Китая, причем обе страны искали покровительства у России. Но если Монголия получила это покровительство, а затем и реальную независимость, то Тибет Россия «уступила» Великобритании, которая сдала его Китаю. Тем не менее до середины ХХ в. ни о каком китайском контроле над Тибетом не было и речи, поскольку Китай, по сути, не контролировал и самое себя.

Наибольшее место в книге, разумеется, отводится истории оккупации Тибета нынешней КНР. Автор категорически отрицает официальный китайский взгляд, достаточно распространённый и в России, согласно которому этот шаг был прогрессивен, поскольку в Тибете перед этим имел место крепостнический строй, совершенно недопустимый в середине ХХ в. Во-первых, уровень «крепостного гнёта» был сильно преувеличен. Во-вторых, этот строй просто вполне соответствовал менталитету тибетцев и сложнейшим природно-климатическим условиям. В-третьих, китайский коммунистический строй был уж точно ничем не лучше.

Автор не отрицает, что уровень медицинского обслуживания и продолжительность жизни в Тибете, степень развития инфраструктуры сегодня гораздо выше, чем были до оккупации. Однако перед этим Тибет прошёл через два геноцида — общекитайский («большой скачок» и «культурная революция») и местный, в ходе подавления многочисленных антикитайских восстаний. Кстати, в этом подавлении активнейшее участие принял будущий архитектор китайских реформ Дэн Сяопин. Вообще, описание событий времен «культурной революции» очень впечатляет, а рассказ о деятельности хунвэйбинов наводит на мысль, что всё это может быть очень актуально и для современной России, поскольку свои хунвэйбины у нас уже есть.

К истории Китая причисляется не только история ханьского этноса и народов, покорённых Китаем хотя бы на короткий период (например, тувинцев, казахов, киргизов), но и история тех народов, которые захватывали Китай (чжурчжэней, монголов, маньчжуров). Соответственно, в качестве территориальных приобретений Китая современные китайские историки представляют результаты завоеваний неханьских государств (например, монгольского и маньчжурского).
Неуклонно возвышать и внедрять национальный дух

В книге говорится о том, что ЦРУ США оказывало помощь тибетским повстанцам, однако характер этой помощи не оставляет сомнений — целью Вашингтона было ослабление Китая, но никак не независимость Тибета. Как только в 1970-е годы американо-китайские отношения улучшились, Тибет был американцами забыт.

Значительное внимание уделяется в книге описанию китайских исторических концепций, поистине не имеющих аналогов в мире. Официальный китайский подход к истории таков, что обосновывает претензии почти на всю Евразию. В связи с этим совершенно абсурдными представляются регулярные заявления некоторых наших «китаеведов» о том, что Китай якобы никогда не выходил за пределы своих «исторических границ». Дело в том, что сами по себе «исторические границы» Китая проходят там, где это выгодно Пекину. Перефразируя старый советский анекдот, «Китай с кем хочет, с тем и граничит». Только это не анекдот, а правда.

В основе возникновения данного феномена лежит неразрешимое противоречие между двумя основополагающими принципами международного права: принципом нерушимости границ и принципом права наций на самоопределение. Как несложно понять, эти принципы прямо противоречат друг другу. Какой из принципов должен действовать в каждом конкретном случае, остаётся совершенно непонятным.
Казус Косово

Автор отмечает, что проблема Тибета является составной частью проблемы непризнанных государств. И с сожалением констатирует: «Испокон веков главное право в международных отношениях — это право сильного».

Недостаток книги является продолжением её достоинств: она очень велика. Впрочем, цель автора заключалась в том, чтобы разобрать проблему детально, а не подгонять факты под концепцию. Книгу «Скрытый Тибет» надо читать очень серьёзно. Она не про что-то далекое и экзотическое. Она описывает проблемы, самым прямым образом касающиеся нас.

 

вернуться назад