Пожертвуйте на издание книгПисьмо редакторуСсылки
На главную страницу
Нет войне! Миру - мир!

Ом Мани Падме Хум




Инь-Янь

Открытие выставки «Репрессированный буддизм» в Музее ГУЛАГа

08.05.2014

16 мая, в пятницу, в 19:00 в Музее ГУЛАГа по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д.16 состоится открытие выставки «Репрессированный буддизм», посвященной основам буддийской религии и ее отношениям с советской властью.

На выставке представлены фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие быт бурятского, калмыцкого и тувинского народов конца XIX – первой трети ХХ в., период гонений на буддизм и репрессий в отношении духовенства, а также последующего за этим контролируемого властями возрождения буддизма в России.

Конкретно-исторический материал, поданный в соответствующей последовательности, одновременно является отражением буддийской идеи о постоянной изменчивости всего в мире сансары, идеи бесконечного умирания и возрождения.

Через реплики религиозных изображений – танка – из собрания Российского этнографического музея, бытовавших в Бурятии в конце XIX – начале ХХ вв., посетитель познакомится с морально-этическими нормами и основными философскими положениями буддизма. Сюжеты представленных на выставке танка позволяют осмыслить историю репрессий и их разрушительную роль с точки зрения буддийского мировоззрения.

Выставка организована Государственным музеем истории ГУЛАГа совместно с Российским этнографическим музеем.

Выставка продлится до 26 октября 2014 года.

 

Буддизм, одна из основных религий в России наряду с христианством и исламом, к началу XX века стал не просто религией, но основной формой национального самосознания бурятского, калмыцкого и тувинского народов. Буддийские храмы и монастыри, как единственные оседлые пункты на бурятском и калмыцком кочевье, являлись учреждениями, удовлетворявшими основные духовные, интеллектуальные, социальные, культурные и медицинские потребности населения. Без совета и указаний ламы мирянин не предпринимал в жизни, практически, ни одного шага.

Все изменилось после Октябрьской революции 1917 г., когда буддийская конфессия Советской России и СССР пережила один из наиболее бурных и трагических периодов в своей истории. В первые десятилетия советской власти буддисты, как и представители других религий, подверглись массовым репрессиям. В 1920–1930-е гг. были уничтожены практически все монастыри, отправлены в ссылку или расстреляны за редким исключением все представители буддийского духовенства, разрушены системы обучения, образования и медицины, на долгие годы прерваны духовно-культурные традиции.

В конце Великой Отечественной войны Сталин смягчает отношение к религии, что сказывается и на буддизме.

В 1950-е гг. начинает возрождаться буддология в СССР. Духовные поиски «шестидесятников» приводят некоторых из них к буддизму, появляются неэтнические последователи Дхармы в Москве, Ленинграде и других крупных городах. Эта оттепель длилась недолго, многие из них вскоре оказались в психиатрических больницах на принудительном лечении.

После перестройки преследования буддизма, равно как и других конфессий, прекратились. В Ленинграде, Москве, Прибалтике, Бурятии, Калмыкии и Туве начинают регистрироваться новые буддийские общества, восстанавливаются монастыри и храмы. Прерванная традиция восстанавливается.

 

 

вернуться назад